Skip to main content

«Би-Би-Си Медия Экшин»: подрывная работа радиотелевизионной корпорации в Казахстане и в Украине

by | Tuesday, 1st July 2014
Сбалансированность по Би-Би-Си? Это что: критика и подрыв существующей власти? Стабилизировала ли «Би-Би-Си Медия Экшин» неустойчивое украинское общество или, скорее, подбросила топлива в огонь?

«Наша миссия заключается в том, чтобы проинформировать, объединить и дать возможность людям всего мира проявить себя». Так позиционирует себя «Би-Би-Си Медия Экшин» (BBC Media Action), благотворительная организация под эгидой Би-Би-Си с бюджетом за 2012 год порядка 29,5 миллионов фунтов стерлингов, полученными, в основном, от правительства Великобритании, ЕС, госдепартамента США, ООН и правительства Нидерландов. Не только основная часть британской общественности, но и большинство платных абонентов Би-Би-Си и населения стран, на которые нацелена якобы «благотворительная» организация», никогда не услышит о «Би-Би-Си Медия Экшин», не говоря уже о том, чтобы понять, что она представляет собой на самом деле.

Так что же это такое: безобидное благотворительное общество Би-Би-Си, которая заслуживает нашей поддержки и денег, или опасная подрывная организация? Мы практически уверены в последнем.

Уже упомянутая концепция деятельности «Медия Экшин» говорит о многом в целом и ни о чем конкретно. Понятно, что она «предоставляет информацию, объединяет и дает возможность людям всего мира проявить себя», но точный смысл этих слов остается неясным. Так что же «Би-Би-Си Медия Экшин» делает на самом деле и почему?

BBC Media Action funding.

Круговая диаграмма источников финансирования «Би-Би-Си Медия Экшин» показывает, что львиная доля финансирования (47%) поступает из департамента международного развития правительства Великобритании (ДМР), который правительство Блэра выделило в самостоятельный департамент (ранее сотрудники международного развития находились непосредственно в здании министерства иностранных дел и по делам Содружества Ее Британского Величества (МИДДС)). Крупнейшими донорами после ДМР являются Фонд Билла и Мелинды Гейтс (9%), ЕС (7%), МИДДС (7%) и госдепартамент США (5%).

«Би-Би-Си Медия Экшин» лжет с самого начала

Как и политическая благотворительная организация «Общая цель» (Common Purpose), «Би-Би-Си Медия Экшин» тут же пытается оправдать свою деятельность заботой о людях, создавая такую установку как «будучи благотворительной организацией, мы не можем быть плохими». Давайте посмотрим, а не лжет ли она. «Медия Экшин» утверждает, что она не зависит от Би-Би-Си в правовом и финансовом отношениях, а также в своей текущей деятельности. На самом деле в 2012 году организация получила от Би-Би-Си порядка 840 тысяч фунтов стерлингов и использует пенсионные фонды и офисные помещения Би-Би-Си. Би-Би-Си назначает большинство из 15 членов правления «Би-Би-Си Медия Экшин», а Питер Хоррокс, директор (на момент написания этой статьи в 2014 году) Всемирной службы новостей Би-би-си, занимает пост председателя ее попечительского совета. Он, само собой разумеется, «независимо» руководит 2 500 журналистами и вспомогательными сотрудниками, работающими в 113 странах. Огромная пропагандистская машина и даже более того.

«Медия Экшин» строит свою деятельность на «основополагающих» ценностях Би-Би-Си и утверждает, что они включают в себя точность, ответственность и добросовестность. 500 жертв педофила из Би-Би-Си Джимми Сэвил дают противоположные показания. Что, упоминая педофилию, мы бьем ниже пояса? Подождите с оценкой, пока мы не рассмотрим суть данного подрывного отделения Би-Би-Си.

Согласно самой «Медия Экшин», на нее работают 100 исследователей, предоставляющие данные, оценки и аналитические сведения по 24 странам. Они «опросили» 60 000 человек в 11 странах Африки, Азии и Ближнего Востока с целью собрать информацию для «наших проектов в области здравоохранения, управления и устойчивости к внешним воздействиям». Сразу возникает вопрос: что это за проекты и для чего они предназначены? На данный момент отметим, что «Медия Экшин» гордится своим участием в проектах, финансируемых департаментом международного развития правительства Великобритании. Так чья же тут работа: Би-Би-Си или британского правительства?

Далее обратим внимание на то, что «Би-Би-Си Медия Экшин» также финансируется министерством иностранных дел и по делам Содружества в рамках «Арабского партнерства во имя мира», которое было сформировано в результате беспорядков арабской весны. «Медия Экшин» задействована тут, чтобы улучшить «возможности для участия в политической, социальной и экономической жизни». Спросим снова: так чья же тут работа: благотворительной организации или британского правительства?

«Медия Экшин» продолжает себя рекламировать: «Сообщества, занимающиеся вопросами развития, и СМИ, помогающие развитию и улучшению управления в развивающихся странах, ценят нашу работу». Таким образом, Би-Би-Си, которая специализируется на подаче политически ангажированных новостей, мрачных телепьес, сквернословии, насилии, проевросоюзных репортажей, псевдо-документальных телефильмов и открытого секса, якобы является подходящим средством преподавания другим обществам как себя вести. Подобное высокомерие выглядело бы просто забавным, если бы в ее работе не присутствовала гораздо более глубокая и грязная подоплека.

«Управление и права» в стиле «Би-Би-Си Медия Экшин»

На данном этапе, мы допускаем, что «Би-Би-Си Медия Экшин» просто случайно проводит активную работу в нестабильных странах мира. «Медия Экшин» специализируется на проблемах «управления и права», работая на Ближнем Востоке, в странах бывшего Советского Союза и в Европе. Например, она обеспечила и расширила список радиопрограмм Радио «Аль Мирбад» в Ираке, финансируемого госдепартаментом США. Чем не благотворительность.

В Афганистане, бывшие сотрудники «Би-Би-Си Медия Экшин» укомплектовали «независимую» афганскую организацию. В Камбодже, «Медия Экшин» гордится тем, что ее видеоматериалы собирают 100 000 просмотров за 8 недель в стране с населением менее 15 миллионов человек. Значительная телевизионная аудитория для бедных стран, которые не в состоянии защитить себя против западной политически-корректной культуры и пропаганды Би-Би-Си. Нечестное обвинение? Тогда давайте спросим, ​​зачем «Медия Экшин» объединяет усилия с Всемирной службой Би-Би-Си и «Би-би-си Глобал Ньюс». Или без собственного варианта новостей от Би-Би-Си страны не могут управлять собой? Как же тогда Азия обходилась без Би-Би-Си последние тысячи лет?

Отслеживание денежных потоков сразу прибавляет к пониманию подлинной сути «Би-Би-Си Медия Экшин». Здесь мы столкнемся с двумя дочерними компаниями, зарегистрированными в форме трастов: Фонд «План Маршалла для разума» (The Marshall Plan of the Mind) (не торгуется на бирже) и Фонд Всемирной службы Би-Би-Си. Мы оставим «План Маршалла» на потом, а сначала давайте посмотрим на послужной список сотрудников «Би-Би-Си Медия Экшин». Ее генеральный директор Кэролайн Нёрси была директором большой благотворительной организации помощи бедным «Оксфам» и работала учителем. Директор службы по связям с общественностью и брендингу Керсти Коберн была занята на Би-Би-Си, работала на благотворительную организацию по зрению «Сайтсейверс» (Sightsavers) и на Институт зарубежного развития, где она выучила, что «доходчивая подача информации имеет центральное значение в непростом деле зарубежного развития». Джеймс Дин, директор по вопросам политики и обучения, потратил 20 лет, работая на «Панос» (Panos), «Ёрфскэн» (Earthscan) и Международный институт по окружающей среде и развитию. Характерные особенности отбора персонала понятны: академические ученые с уклоном в благотворительность и вожди полугосударственных НПО, без практического жизненного опыта, но с безграничной уверенностью, что им по плечу изменить мир при помощи СМИ и просветительства, использованных, само собой разумеется, в соответствии с собственными ценностями и профессиональной заинтересованностью Би-Би-Си.

Возьмем, например, Кению. «Би-Би-Си Медия Экшин» ведет телепрограмму «Сема Кения», которая представляет «конструктивную платформу, с которой кенийцы могут критиковать местных политиков и государственных чиновников». Вы не ошиблись: Би-Би-Си, которая не может должным образом расследовать педофилию или финансовое мошенничество в рамках своей собственной организации, не говоря уже о своей собственной стране, помогает кенийцам научиться, как бросить вызов коррумпированной политической элите. Да уж.

Новые установки мышления Би-Би-Си для Кении

Интрига сгущается при изучении роли, которую «Сема Кения» и «Би-Би-Си Медия Экшин» сыграли после бойни, устроенной в кенийском торговом центре «Вестгейт». Составители программ «Сема Кения» сообщают, что они не были уверены в том, как осветить мрачные события в центре. По их словам: «Джуди Хьюстон, бывший директор, и Эндрю Ильвес, новый директор, недавно перешедший из Сомалийской службы Би-Би-Си, а также редактор по Африке Соломон Магера хладнокровно вывели сотрудников [«Сема Кения»] к новой установке мышления». До своего кенийского назначения г-н Ильвес работал менеджером по радиопередачам и Интернет-программам Всемирной службой Би-Би-Си для Афганистана, Ирана, Таджикистана и приграничных районов Пакистана. Он также является руководителем, ответственным за развитие компании «Би-би-си Глобал Ньюс», частной компании под эгидой Би-би-си с коммерческим оборотом в 90 миллионов фунтов стерлингов по продажам. Тут мы напомним, что, конечно же, «Би-Би-Си Медия Экшин» является «независимой».

Яснее ясного, что Би-Би-Си создает установки мышления в информации, поступающую из Кении. С какой целью?

В Сербии, Евросоюз финансирует «Би-Би-Си Медия Экшин» для курирования «Фонда СМИ Евросоюза» и работает с местными кинематографистами по созданию документальных фильмов о борьбе против торговли людьми. На первый взгляд это – благородная деятельность, но учтем, что созданные фильмы не базируются на истине и фактах, а представляют собой вымышленную документалистику, которая должна направить мышление сербов в том направлении, в котором Би-Би-Си полагает, что им следует идти. Как и в Великобритании, Би-Би-Си обычно смешивает реальность с вводящими в заблуждение вымыслами.

В Палестине, как заявляет «Би-Би-Си Медия Экшин», многоплатформенное дискуссионное шоу «Асват мин Филестин» (Голоса Палестины) удовлетворяет растущую потребность Палестинских территорий в достоверных передачах по местным вопросам. Данное ежеквартальное ТВ-шоу создается «Би-Би-Си Медия Экшин» в сотрудничестве с Палестинской общественной вещательной корпорацией (ПОВК) и ведется совместно Нуром Зорги из Арабской службы Би-Би-Си и Худой Кадуми из ПОВК. Помимо того, что сама фраза «достоверные передачи Би-Би-Си» содержит внутреннее противоречие, много ли британцев, которые финансируют Би-Би-Си, понимают, что Би-Би-Си создает свои собственные новости в Палестине?

Би-Би-Си и дестабилизация Сирии

«Би-Би-Си Медия Экшин» также вмешивается в сирийские дела. На волне событий после «арабской весны» в Сирии, «Медия Экшин» работала на подрыв власти и контроля правительства Асада, помогая людям в Сирии и разбросанным по загранице бросить вызов своему национальному правительству. Она заявляла, что «учитывая сложные и ограниченные возможности для работы СМИ, большая часть такой работы проводится либо вне поля видимости, либо с акцентом на менее спорные темы развития». Подобные коварные действия, безусловно, должны считаться подрывными в рамках суверенного национального государства. «Би-Би-Си Медия Экшин» признает, что и ООН, и ЕС финансируют деятельность «пятой колонны» средств массовой информации в Сирии.

«Би-Би-Си Медия Экшин» настолько высокомерна и самоуверенна, что даже говорит нам, чем она занимается. Джульетта Харкин, бывший менеджер по проектам «Би-Би-Си Медия Экшин» и эксперт по Сирии, говорит: «Мы [«Би-Би-Си Медия Экшин»] работали в 2004 году с теми сотрудниками министерства [связи Сирии], которые хотели перемен и пытались активизировать их в этом направлении. Вся работа по развитию СМИ, которая проходила в Сирии, на мой взгляд, основывалась на идее, что изменения могут быть вызваны изнутри: у вас установлен авторитарный режим, но вы находите потенциальных реформаторов внутри [режима] и работаете с ними».

Таким образом, своими собственными словами «Медия Экшин» показывает, что она представляет собой троянского коня, чья деятельность направлена против правительств независимых государств. Кто она такая, чтобы решать, какие режимы являются приемлемыми, а какие нет? Написаны ли доклады по химическому оружию, которые соответствовали политическим установкам Великобритании, США и ЕС по свержению президента Асада в Би-Би-Си? Многие думают, что да.

Украинский пух на рыльце Би-Би-Си

Наблюдая за разворачивающейся в Украине трагедией полной насилия и дестабилизации, мы привычно замечаем, что «Би-Би-Си Медия Экшин» и тут успела наследить. В 2003 году «Би-Би-Си Медия Экшин» организовывает в Одессе «Топ Медиа», проект поддержки СМИ в вопросах юридической консультации и профессионального обучения. Тони Хьюсон, старший инструктор «Би-Би-Си Медия Экшин» и женатый на украинке, открыто заявляет, что он смотрит украинские телеканалы для оценки того, как некоторые из журналистов, с которыми он работал, реагируют на события. Помогал ли он обучать этих «независимых» журналистов? Хьюсон хвастается: «В условиях текущего кризиса, Андрий Куликов, другой инструктор, с которым мы работали, бывший журналист Би-Би-Си, а ныне один из главных ток-шоу ведущих Украины, находится в центре событий. Он взял на себя риск вести программу «Свобода слова» не на украинском, а на русском языке, пытаясь, таким образом, установить контакт со всеми сторонами. Он также использует навыки обучения, приобретенные во время работы на Би-Би-Си, и свой опыт работы инструктора на «Медия Экшин» для поддержки сбалансированности интервью в прямом эфире». Сбалансированность по Би-Би-Си? Это что: критика и подрыв существующей власти? Стабилизировала ли «Свобода слова» неустойчивое украинское общество или, скорее, подбросила топлива в огонь?

Некий «Дэвид» оставил 19 марта 2014 года в 10:44 следующий комментарий в разделе г-на Хьюсона на сайте «Би-Би-Си Медия Экшин»: «Напрашивается такой вопрос: а насколько свободны сейчас журналисты в Украине? Допускает ли «новое правительство» киевских олигархов свободу прессы и беспристрастный анализ событий? Би-Би-Си, безусловно, может предоставить беспристрастно, если подучится, краткие сводки. Сообщения по Украине и Крыму несбалансированны до крайности!» Дэвид, кажется, также чует подвох от Би-Би-Си.

«План Маршалла для разума» по Би-Би-Си

До сих пор мы заглядывали под крышки многочисленных кастрюлек, варящихся на кухне «Би-Би-Си Медия Экшин», но как мы можем по-настоящему показать опасную силу Би-би-си в области подрывной пропаганды? Вернемся к благотворительной организации Би-би-си «План Маршалла для разума», в сокращении Би-би-си ПМР. Давайте вспомним, что План Маршалла, на чье название фонд недвусмысленно намекает, представлял собой американский план финансовой помощи послевоенной Европе, разработанный с целью не допустить распространения советского влияния. Зарегистрированный в качестве юридического лица 11 сентября 1992 (данная регистрация была аннулирована 29 апреля 2002), фонд обозначил свою цель как образование и обучение широкой публики, а также предоставление услуг человечеству. Кари Блэкберн, директор по международным операциям Фонда Всемирной службы Би-Би-Си, была назначена редактором ПМР в 1992. Британские официальные лица утверждают, что она совершила самоубийство, утонув в 1997.

Действующий член попечительского совета «Би-Би-Си Медия Экшин» К. Маккаллок в 1970-х годах работал с британской делегацией ЮНЕСКО, пытаясь «воспрепятствовать Советскому Союзу в деле ограничения свободы печати». Он также работал личным секретарем Тима Рэйсона, тогдашнего британского министра по вопросам развития заморских территорий, а намного позже служил членом совета Европейского банка реконструкции и развития. Он использовал навыки, полученные во время работы с ЮНЕСКО, когда был призван организовать «Фонд передачи опыта Советскому Союзу» в рамках программы британского правительства поддержки экономических и политических реформ. Маккаллок говорит: «Одна из моих первых задач состояла в том, чтобы расширить финансирование фонда «План Маршалла для разума» (ПМР) Би-би-си, разработанного бывшим директором Всемирной службы Би-Би-Си Джоном Туса при поддержке баронессы Чалкер [той Линды Чалкер, которая прежде чем получить дворянское звание, была последним министром по вопросам развития заморских территорий правительства Тэтчер в самом конце холодной войны]. ПМР сосредоточилась на двух направлениях: помощь в развитии независимых средств массовой информации и использование СМИ для помощи местным жителям понять и решить как отнестись к изменениям, внезапно произошедшим вокруг них. Творческая, захватывающая, стремительная среда и интересная жизнь – а работа в ПМР была именно такой – ну кто ранее слышал о программе помощи, которая нацелена на мыльные оперы?!»

Маккаллок не шутил. К 1995 ПМР Би-би-си помогал в реализации «социальной мыльной оперы реализма британского стиля» «Перекресток (казахстанский сериал)». Согласно Рут Мандель, которая критически проанализировала данное начинание, «создание «Перекрестка» было основано на предположении, что телевидение представляет собой подходящий инструмент для оправдания логического и неизбежного перехода к капиталистической экономике свободного рынка, преобразовывая в процессе национальное сознание». Мандель далее указывала: ««Перекресток» был задуман как переработанная российская мыльная опера, основанная на формате Арчерс [то есть старой социологической радиопередаче Би-би-си, которая рассказывала о судьбе одной английской сельскохозяйственной общины средней полосы], которую ПМР Би-би-си финансировал в России через «Фонд передачи опыта» при поддержке Управления по развитию заморских территорий правительства и Министерства иностранных дел и по делам Содружества. Опера была поставлена частной лондонской производственной компанией Портобелло Медиа». Уточнение, поступившее после публикации данной статьи, определяет название оригинальной российской оперы, на которой базировался казахстанский сериал, как «Дом 7, подъезд 4» также профинансированный ПМР Би-би-си и «Фондом передачи опыта» в размере 1,5 миллиона фунтов стерлингов (совместно с другими передачами). Радиослушатели России могли оценить этот шедевр на волнах Радио «Эхо Москвы» в 1993 году.

«Би-Би-Си Медия Экшин» как пропагандистская машина «Фонда передачи опыта» от британского правительства

Превосходное аналитическое исследование, проведенное Мандель, полностью раскрывает суть пропагандистской машины Би-би-си британского правительства. «При обсуждении, один чиновник «Фонда передачи опыта» признал, что помощь была оказана при условии соблюдения «беззастенчиво политических установок». По его словам проект должен был поддержать те изменения, которые мы хотим; то, что переход к рыночной экономике будет лучше для них и для нас, для политики, для торговли и т.д. Такие условия преследуют по-настоящему политические цели, а не представляют собой обычную гуманитарную помощь». На этом фоне работа «Би-Би-Си Медия Экшин» в Казахстане, Ираке, Афганистане, Сомали, Сербии, Палестине, Кении, Сирии, Украине и в других местах становится совершенно ясной. Это – политическое маневрирование и пропаганда, замаскированная как «помощь СМИ».

Мандель продолжает: ««Перекресток» мысленно «переформатировал» Казахстан, встроив в него проблемы приватизации, банковского дело, предпринимательства, рыночную реформу … и идеологические рекомендации, проблемы этнического плюрализма и передачи технологий … Бритиш Американ Тобакко, жевательная резинка Ригли и водка Смирнофф, все они получили прибыль от размещения скрытой рекламы».

14 июня 1996 Джон Туса, председатель ПМР Би-би-си, заявил: «ПМР Би-би-си является образовательным, благотворительным фондом … для передачи навыков и знания демократических принципов и рыночной экономики через местное радио и телевидение, помогая, таким образом, переходному процессу. Это – самый значительный проект, посвященный массовой передаче знаний в пределах прежнего Советского Союза».

В типичном стиле Би-би-си г-н Туса переиначивает настоящие подрывные политические цели, назвав их «помощью в переходном процессе». Широкая публика понимает под этой фразой помощь уязвимым слоям населения во время экономического хаоса. В действительности «План Маршалла для разума» Би-би-си был нацелен на совершенно противоположное: это огромное, опасное и подрывное пропагандистское мероприятие СМИ должно было разломать и воссоздать государства в новом формате, установленном британским правительством и Би-би-си без учета желаний местного населения. «Би-Би-Си Медия Экшин» – детище этого самого ПМР Би-би-си. Маскируясь под благотворительность, «Би-Би-Си Медия Экшин» ничего подобного не создает. Она напряженно работает над переформатированием и дестабилизацией национального сознания уязвимых стран. «Би-Би-Си Медия Экшин» должна быть разоблачена и расформирована как можно скорее. Оставленная сама по себе, она способна разжечь большой пожар в Европе: просто понаблюдайте за плодами «Би-Би-Си Медия Экшин», которые она принесла в Украине.

Language: 

Help the UK Column by becoming a member: